Как подготовиться к зиме, часть третья
В завершающей части серии статей об особенностях подготовки автомобиля к холодам и вождению в зимних условиях, мы расскажем об оставшихся опасностях, таящихся на заснеженных дорогах, о том, как их избежать или хотя бы минимизировать.
В предыдущих статьях (часть 1 и часть 2) мы рассказали об особенностях выбора зимних шин и предложили ряд практических рекомендаций и простых правил поведения на заснеженной дороге, призванных свести к минимуму неприятные ситуации. Завершая данной публикацией серию статей об особенностях подготовки автомобиля к холодам и вождению в зимних условиях, мы, как обещали, расскажем об оставшихся опасностях, таящихся на российских «зимниках».
Опасность четвертая – Путепроводы, мосты и эстакады
Поверхность мостов, эстакад и дорожное полотно на них, постоянно обдуваются ветром, из-за чего намного быстрее охлаждаются и подвергаются обмерзанию, чем дороги с аналогичным покрытием, проложенные по земле. Об этом знают далеко не все, а ведь это достаточно важный фактор, о котором нужно помнить и быть вдвойне внимательным на подобных сооружениях. Причем следить нужно не только за поведением собственного автомобиля, но и за встречным, и за попутным движением. Если вы заметили, что за мостом образовалась пробка, то нужно затормозить еще задолго до моста, потому что на мосту уже будет поздно это делать и развернуться там не удастся, лучше миновать этот участок дороги и поискать другой путь к намеченной цели.
Очень внимательным нужно быть, минуя различные металлические конструкции и стыки. Например, пересекая путепроводы, трамвайные или железнодорожные пути, ведь металл охлаждается очень быстро и также быстро покрывается льдом.
Опасность пятая – Остановки, пешеходные переходы и перекрестки
Самые скользкие места при минусовой температуре – это те, на которых машины чаще тормозят или разгоняются, потому что снег укатывается и отполировывается колесами, превращаясь в лед, гладкости которого позавидует знаменитый каток «Медео». Зачастую это места перед пешеходными переходами, остановками транспорта и перекрестками, поэтому нужно учесть этот момент, снижать скорость и начинать тормозить заранее.
Приближаясь к перекрестку, важно помнить о том, что даже если вы на главной дороге, это еще не гарантирует того, что движущаяся по второстепенной дороге машина, особенно грузовая, успеет вовремя остановиться и уступить вам дорогу, как предписано правилами. На всякий случай, притормозите, оглянитесь вокруг, проверьте все и перепроверьте. Перед тем, как газовать на «зеленый», подождите несколько секунд, даже если слышите сигналы сзади, ведь трогаться с места лучше плавно - лишний раз сможете себя подстраховать, от пробуксовки и заноса кормы автомобиля, а заодно от горячих водителей, спешащих проскочить перекресток на «почти желтый», а по сути уже на запрещающий сигнал светофора. В подобной ситуации такой чудо гонщик точно не успеет вовремя затормозить и остановится.
День «жестянщика»
В день, получивший, благодаря телевизионной рекламе, в народе меткое название – «день жестянщика», то есть когда все, неожиданно для себя обнаруживают, что на дороге очень скользко и количество ДТП резко возрастает, лучше без надобности вообще не садиться за руль. Даже если вы «переобули» автомобиль, и в курсе всех возможных опасностей, то не факт, что все остальные участники движения так же ответственно подготовились к холодам. Спрашивается, зачем лишний раз рисковать? Кому хочется пострадать от недальновидности неопытных водителей. Словом, внимательно слушаем прогнозы синоптиков, и накануне «миниапокалипсиса» празднуем локальный семейный «день без авто». От вас не убудет, а скорее наоборот, вы, возможно, сохраните себе и своему железному коню здоровье, отсидевшись дома.
Если же по каким-то причинам вы не можете обойтись без автомобиля, не забывайте, что вашей основной задачей является предвидения опасных ситуаций, а не гениальная реакция и сноровка в их решении. Предусмотрительность и внимательность это, пожалуй, два главных качества, которые наиболее важны для безопасного и безаварийного вождения в «скользкие» дни.
Дорожный кругозор
Пока у вас есть время - проверяйте работоспособность фар, в том числе противотуманных, подогрева стекол и зеркал, а заодно исправность и емкость аккумулятора. С наступлением холодного времени года, большую часть времени на улице будет довольно сумрачно – из-за дождя, снегопада, тумана, прочих погодных условий, да и просто потому, что продолжительность светового дня существенно сократится. Обязательно поменяйте «дворники», ведь разводы, размывающие контуры объектов никак не способствуют безопасности движения. Продолжительность жизни щеток при умеренной эксплуатации составляет не более 3 месяцев, а зачастую из-за перепадов температур, воздействия ультрафиолета, механических повреждений и прочих факторов они выходят из строя и того раньше.
Кроме того, нужно заранее побеспокоиться о наличии незамерзающей жидкости в бачке стеклоомывателя. Причем сделать это нужно до того, как вода в нем, а так же в трубках и соплах-распылителях не замерзла на первом морозе. Замерзшая H2O вполне способна надолго лишить вас нормального обзора, особенно когда на дороге грязное месиво из первого снега.
Если наш совет опоздал, и водичка в бачке все же успела замерзнуть, и стеклоомыватель уже не функционирует, то помните, что «отогреться» он сможет исключительно в закрытом боксе отапливаемой парковки или СТО. Как вариант, можно включить двигатель, прогреть место под капотом авто и салон и заодно налить в бачок незамерзающей жидкости, заранее подогретой, можно просто водки или спирта - таким образом лед быстрее растает. Только не лейте в бачок крутые соляные растворы, как рекомендуют некоторые «опытные» и экономичные водители, сохранности силиконовых трубок и проходимости, тончайших сопел стеклоомывателей это, мягко говоря, не способствует.
Наряду со сменой воды для стеклоочистителей на «незамерзайку» обязательно кладем в багажник скребок и щетку для снега. Для того чтобы конденсат не мешал обзору на внутренней поверхности лобового стекла, нужно направить дефлекторы обдува в нужные зоны (можете открыть центральные воздуховоды), выставить подходящую и при этом комфортную вам температуру и включить кондиционер, который понадобится нам в качестве осушителя. Если ваше авто не оборудовано кондиционером, то для ликвидации влаги с поверхности стекол придется немного приоткрыть окна, повысить температуру и сделать обдув сильней. Только учтите, что горячий воздух в морозную погоду лучше не направлять на лобовое стекло, потому что оно может треснуть из-за разницы температур внутри салона и на улице, не забывайте об этом.
Будьте всегда внимательны, предусмотрительны и аккуратны на дорогах. Не нужно показывать всем, что вы, тот самый Шумахер, которому не страшны непогода и скользкие дороги. Что у вас крутая резина с шипами, из-под которых при резком повороте, с якобы контролируемым заносом, так задорно летит снежная и ледяная крошка. Малейшая поспешность, оплошность и невнимательность легко смогут перечеркнуть ваш многолетний стаж безаварийного вождения. Как говорится, тише едешь - дальше будешь! Уж лучше пусть вас обгонят или перед Вами вклинится пара-тройка машин, нежели вы забудете об осторожности и безопасной дистанции вождения и станете участником ДТП.
Обязательно пристегивайтесь сами и настаивайте на том, что бы то же самое делали ВСЕ ваши пассажиры. Ремни безопасности на 40% снижают вероятность получения тяжелых травм в случае аварии. Если есть возможность, всегда выбирайте для зимнего вождения автомобиль с максимальным количеством подушек безопасности, системами ABS и ESP.
Кому то вся эта информация покажется банальной и не заслуживающей внимания, а кто-то умный и рассудительный отнесется к этим рекомендациям серьезно и сохранит свой автомобиль в целости и сохранности, а заодно сбережет себе и окружающим здоровье и, как знать, может быть, жизнь.
Удачи на дорогах, коллеги!